Эхо пионерских костров
«Вехи истории»
Пионерская организация в Старо-Маслянской
восьмилетней школе ведёт свою историю с послевоенных лет. После полёта в космос
Юрия Алексеевича Гагарина пионерская дружина стала носить его имя.
В
истории любой пионерской организации найдётся много интересных дел. Это
торжественные линейки, слёты, конкурсы, игры, спортивные состязания. Но особое
место среди этих дел всегда занимали мероприятия, посвящённые пионерам-героям.
Зачем ты, война, у
мальчишек их детство украла
И синее небо и запах простого цветка.
Ф.Радкевич
Старшеклассники всегда рассказывали учащимся
младших классов о судьбах сверстников- участников Великой Отечественной войны.
В литературно-музыкальном альманахе «Будьте этих мальчишек достойны» было
посвящение пионерам-героям, отдавшим жизнь за свободу Родины. Великая
Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для советских людей. Незаживающей
раной она прошла через судьбу каждой семьи, коснулось своим огненным дыханием
всех – от мала до велика.
В
те грозные годы замечательный советский писатель Аркадий Гайдар, обращаясь к
молодому поколению: «Страна о вас всегда заботилась, она вас воспитывала,
учила, ласкала… Пришло время и вам не словами, а делом показать, как вы её
цените, бережёте и любите». И юность страны откликнулась на этот призыв. Тысячи
молодых патриотов делали всё, чтобы помочь фронту. Вставали к станкам и штурвалам комбайнов,
чтобы заменить отцов и братьев, ушедших на фронт, ухаживали за ранеными,
посылали на фронт посылки и письма, помогали семьям фронтовиков.
Сотни советских школьников, оказавшись на
территории, временно оккупированной врагом, сражались в партизанских отрядах,
были членами подпольных организаций.
«Немыслимо
передать даже тысячную долю того, что совершили дети в дни Великой
Отечественной войны», - сказал дважды Герой Советского Союза,
легендарный партизанский командир Сидор
Артемьевич Ковпак.
Шли мальчишки в шинелях до пят,
На врага под огонь броневой,
Не забудьте вы этих ребят,
Будьте этих мальчишек достойны.
Архивная
страничка.
Иванова
Зинаида Михайловна родилась в 1928 году в деревне Старо-Маслянка. После
окончания семилетки работала в колхозе. Затем много лет была поваром в
интернате Старо-Маслянской восьмилетней школы. Зинаида Михайловна училась в
школе во время Великой Отечественной войны, воспоминания об этом она записала и
передала в школьный краеведческий музей.
Из
воспоминаний Зинаиды Михайловны: «Я пошла в школу в первый класс. Учёба
мне сразу с первого класса давалась хорошо, в 1939 году перешла во второй
класс. В третьем классе училась 1940-41 годы. Здесь нас захватила война. Сразу
же не стало тетрадей, чернил. Писали на старых книгах, газетах. Тетрадную
бумагу давали только для контрольных работ. Чернила делали из сажи. Ручки
деревянные, перья к ним металлические. Сумки, в которых носили школьные
принадлежности, шили из холста сами. Так
и ходили все четыре года с ними. Ходили в чём попало, ели что попало. В
четвёртом классе стали преподавать военное дело: изучали устройство гранаты,
метание её в цель. Ещё изучали боевую винтовку: её устройство, сборку,
разборку, занимались кроссом. Зимой лыжный кросс, у мальчишек получалось
хорошо, а у девчонок так себе. После уроков оставляли часа на два: в это время
для солдат готовили подарки: шили кисеты, подрубали носовые платки, портянки,
мальчишки рубили табак. Всё это отправляли на фронт. В 1943 -1944 году надо
было идти в пятый класс, но потом по той причине, что из Ленинграда привезли
эвакуированный детский дом и поместили в школу. В 1945 году открыли пятый
класс. Я опять стала учиться. Раз школа занята под детский дом, то нас учили в
клубе. Занимались в две смены при керосиновых лампах. Электричества в ту пору
ещё не было. Жизнь была в то время очень трудная для всех. Окончила пять
классов в 1944 -1945 году шестого класса не было. У кого была возможность, те
учились в Сычёвской школе, а у меня не было такой возможности и я работала в
колхозе вместе с женщинами. Всё лето пололи хлеб. Осенью в страдную пору работала на
складе, сортировала зерно к отправке на элеватор и другие посильные работы
выполняла. Затем на следующий год открыли шестой класс. Я снова пошла учиться.
Школа освободилась от детского дома. Мы опять учимся в две смены. Ну уж тут
появились тетради, дневники, настоящие чернила. Зимой учились, а летом работали
в колхозе. Эта жизнь нисколько не лучше военных лет, так как всё шло на
восстановление народного хозяйства. Голод и нищета. Семилетку окончила в 1948
году, получила свидетельство об окончании школы и в этот же год приступила к
работе. Не покладая рук, работала до 1983 года. Все воспоминания даются с
трудом и горечью».
Моё
пионерское детство.
(Из
воспоминаний Казаковой Галины Михайловны)
Детство… Пионерское детство… Как же это было
давно!..22 апреля 1969 года за хорошую учебу, примерное поведение и
активное участие в жизни класса меня приняли в пионеры. Это событие навсегда
осталось в моей памяти: общешкольная линейка, мы центре зала, сотни глаз
смотрят на нас, музыка, знамя дружины и, конечно, слова пионерской клятвы,
которую я помню до сих пор: «Я, вступая в ряды Всесоюзной пионерской
организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей
торжественно обещаю…». Голос мой дрожал от волнения, а сердце трепетало в
груди, рука, на которой висел пионерский галстук, дрожала. Домой мы шли
счастливые, расстегнув на груди пальто, чтобы все видели пионерский галстук.
Это
мои воспоминания, а воспоминания никто у меня отнять никогда не может.
Какое
же это было интересное время! Каждый день была наполнен какими-то делами: сбор металлолома или макулатуры: сколько в
нас было энергии, сколько стремления притащить как можно больше макулатуры,
металлолома. И всё это делалось под пионерские песни. Столько было смеха,
веселья!
Участвовали в «Смотрах строя и песни», в
художественной самодеятельности, выпускали стенгазеты, «Боевые листки» и
«Молнии», оформляли
отрядные
уголки, и ходили в школьной колонне на первомайские праздники. Особенное место
в памяти отведено игре «Зарница». Сами пришивали к фуфайкам погоны, выпиливали
из дерева автоматы, а когда срывали с нас погоны «зелёные» или «синие», столько
было слёз, что мы «убиты» и уже нам нельзя играть. А потом, уже после игры,
сами над собой хохотали, видя на своих фуфайках вырванные клочки ваты.
Осенью нас возили на уборку картошки.
Высадят нас на поле, которому нет конца, дадут нам рядки и вперёд. Собираем
картошку: три в ведро, две зарывали, хулиганили, конечно. Не могли дождаться,
когда сядем на травке покушать то, что привезли с собой.
А какие были походы со своей учительницей
после окончания учебного года. Костёр, печёная картошка, игры… Приходили домой
усталые, но на следующий день опять хотелось идти.
В пятом классе за хорошую учёбу мы по
путёвке поехали в Москву. Неужели мы увидим столицу нашего государства?
Сопровождала нас молоденькая учительница пения Гринберг Алла Михайловна
(Водолазова А.М.). Ехали двое суток, столько было веселья, шуток. Смотрели в
окна на мелькающие леса, посёлки. Нам было всё интересно, ведь кроме своей
деревни мы ничего не видели. В Москве мы посетили все достопримечательности, но
особенно врезалось в памяти посещение Мавзолея. Встали утром рано, приехали,
заняли очередь и только в три часа дня мы попали в Мавзолей, к Ленину. Жара,
солнце невыносимо печёт, но мы выстояли.
Детство – всегда самая незабываемая
пора. А наше детство было
безоблачным, защищенным. Мы верили в счастливое будущее, в то, что
завтра, наверняка, будет лучше, чем сегодня. Пусть наше восприятие мира было
наивным, но это было нашей жизни, которую мы проживали. Ярко. Интересно. Наполнено.
Пионерская
дружина имени Ю.А.Гагарина.
(Из
воспоминаний пионервожатой Братцевой Ольги Алексеевны)
В 1983 году, после окончания Ишимского педагогического
института, стала работать пионерской вожатой в Старо-Маслянской школе. Труднее
её не сыскать, с какою другою работой не сравнится. «Ребячьи сердца зажигать»
трудная работа, но очень интересная. Наша дружина носила имя первого космонавта
Юрия Алексеевича Гагарина. Пионерская комната была в кабинете истории. Каждый
класс назывался экипажем. Активисты экипажа входили в состав дружины. Совет
дружины – организатор работы пионерских отрядов, помощник педагогического
коллектива в борьбе за качество знаний учащихся.
Работа пионерской организации была увлекательной,
разнообразной. Каждый пионер находил себе дело по душе. Наша дружина вела большую
шефскую работу с октябрятами, также тимуровскую работу, в которой пионеры
помогали престарелым людям нашего села. Самыми торжественными пионерскими
линейками были 22 апреля – принятие ребят третьего класса в пионеры, 19 мая в
день рождения пионерской организации – пионерский костёр, у которого учащиеся
пели песни, соревновались. Было очень весело! 23 февраля – военно-спортивная
игра «Зарница», 6 ноября – праздник красной звёздочки.
Ежегодно наша детская организация проводит «Эстафету радости».
В этой эстафете мы проводим вручение открыток с поздравлениями ветеранов войны
и труда, красим памятник и убираем
территорию вокруг него и вокруг школы, проводим митинг, посвящённый Дню Победы,
участвуем в «Вахте Памяти», готовим концерт для ветеранов.
По итогам соревнований по учёбе, труду, общественным делам
отряду- победителю присваивалось звание «Правофланговый»
Сборы, линейки, игры,
походы, да разве перечислить всё, чем занимались пионеры, октябрята и
комсомольцы.